<< Главная страница

Иоанн Павел-II. Римский Триптих




* Часть первая. Горный ручей *



Руах

И Дух Божий носился над водою...
Быт, 1, 2

1.Удивление


Лес сбегает с горных склонов
В ритме звонкого ручья,
Бег воды, кристальный говор
Знак присутствия Тебя -

Слорва, корня всех начал.
Хору шумных одобрений
Внемлешь, мирно промолчав,
Автор чудного виденья.

Вслед за лесом с горных круч,
Дольний мир увидеть рады,
Мчатся прочь от кромки туч,
Радуг быстрых водопады.

Сверху вниз летят стрелой
В силу правил тяготенья ...
В русле цели достоверной?
В чем же смысл воды движенья?

Отзыв дай скорей, ручей!
- Оба любим смену места,
Без движенья ты ничей...
- Точно ль понял я известье?

(Здесь позволь еще побыть,
Задержаться на пороге
неминующей дороги)

Мой ручей не замутнен,
Также он бежит в долину,
Под стремнинный рокот волн
Молча бор спешит в низины.

Скрыть не в силах удивленья
Только гений человека!
Яркий Луч Отца Вселенной
Светит в нем благословеньем
(Ведь недаром он "Адам")

Сам не свой - один как перст
В круге тварей хладнокровных -
Дни влачить их жалкий крест,
с ними б сгинул род адамов

Плыть готов по воле волн,
Но способность к удивленью -
Взмах крыла - со дна подъем,
Слышен говор одобренья:

"Выход - путь заветных странствий,
Точка встречи в вечном Слове,
Мудрый смысл не в постоянстве
Чистой и простой природы!"


2. Источник

Лес сбегает с горных склонов
В ритме звонкого ручья...
Хочешь ближе быть к истоку?
Вверх шагай вразрез волнам.
Труден поиск - будь упрям,
Бьют ключи - подать рукой,
Тайну выяви верховий!
Где ж, ручей, источник твой?

Сонных трав безмолвна тишь...
(Нем, безгласен и задумчив
Спрятал тайну твой язык).

Дай мне приложить уста
К водам родника живого,
Жажду утолить из чаши
Вольной влаги первородной.






Ветер, дух (др. евр.). Зд. и далее прим. - В.Г.
Пс 138, 6: "Удивися разум твой"; рσррσрσ (греч.) - экстаз, удивление.




* Часть вторая * Над Книгой Бытия

Первый зрячий

- Мы Им живем и движемся и существуем. -
Афин ошеломленных сдержано дыханье,
- Поведай, Павел, речь твоя о ком? -
- О далях, о пространствах, мирозданьи,
неведомом Создателе, вдохнувшем жизнь в него.

- Мы пребываем в жизненной ограде,
Которую, изъяв из пустоты,
Он вычитает до сих пор из хляби,
Смиряя мрак безвидной темноты.

"В начале было Слово" - неотложно
ключом взыграло Таинство - почин
Источник потаенный, Логос всех причин.

Извечное прозрение движет Слово,
В нем корневой нетленный смысл.
Создатель рад - все "Хорошо!", и снова
Иначе видит Он, чем допускает мысль:
Он первый зрячий - ловит четким оком
Малейший оттиск совершенства бытия,
Всю полноту великого Созданья -
Нет твари, сокровенной от Него,
открыто все пред Ним, обнажено -
Доверху чаша истины добра и красоты -
Он видит зрением иным, чем я и ты.
Извечный взгляд и мудрый Логос:
"В начале было Слово,
все чрез него начало быть" -
Им дышим, движемся, живем.
В нем вечного преддверья рок:
Былого, сущего, чистейших упований.
Здесь Отчий дом - невидимый порог.
На то был Промысл, так за оградой Бога
история Творенья началась -
согласно сказанному Слову!

Переступить готов порог Сикстинский.
Язык великой Книги прост,
но и Она нема без образа живого.
Летело время - Книга Микеланджело ждала.
Так предусмотрено Всевидящим Творцом -
Заговорила Книга - час назначен Богом.
Что ж, человек, теперь ты видишь сам -
Сзываю всех, чей зренья дар доселе не угас.
Зову маэстро Микеланджело в подмогу!
Часовня и слепая пелена спадает с глаз!
Маэстро воздвигает верный образ.
Глагол стал плотью, фрески принимают нас.

Помедлим на пороге Книги Бытия.

Се Книга всех начал с премудрым именем Genesis.
На свод Сикстинский дерзкий мастер перенес
великих образов гигантское сплетенье.

Теперь войдем в чертог и Книгу перечтем,
Скрывать не станем изумленья.

Созданье мастера от "а" до буквы "я" -
Восход от бездн пустот безвидных
Начал послушных творческому Слову
Ведет беседу с гулких сводов свет.
Взревел финалом грозный трубный звук -
Свершился Суд в крещендо искаженных губ,
Всем суждено проделать путь последний,
И никому из правил исключенья нет.


2. Образ и подобие

Творец, Его созданье рядом - человек.
Он образ и подобье Бога,
мужчина, женщина - нагие оба.
Возликовал Господь - позора в этом нет.

Кто попустил такую дерзость тела?
В донос витий привычных не гляди,
Узнай из первых рук маэстро его вины.
Иль все же очевидцев расспросить,
Задать вопрос самой Капелле? -
Не понаслышке сведенья Сикстины!

Зачин вне поля зренья вопреки канонам
Свободных образов игра - свидетель гения
Изъятого из рабства сновидений.
В отсутствие последней точки вне амвона
Вершится на глазах движенье Страшного Суда.
Вопрос вопросов - как исчислять добра и зла
Немыслимый рубеж? Одолевать препоны века?
Неизреченная стезя от Альфы до Омеги
Глядит на нас огнями фресок торжества!

Он
Им дышим, движемся, живем -
Но разве Он всего лишь устроитель?

Бог, сотворивший мир и все, что в нем,
Всему дал жизнь и все дыханье
Его рука опора друга в упованьях.
Мы Божий род - Он жизни Вседержитель.
Так, став среди ареопага, Павел рек
Апостол - голос в хоре слов Завета.
В закатный час привычно поминает человек:
"И узрел Бог, что это хорошо".

Духовный в мире зримом оттиск верный
Окрест сияет, Божий свет на всем.
Начало в Слове - Слово как преддверье,
Войдя однажды - дышим, движемся, живем.

Человек (Я)
Воскликнул о своем творенье:
- "Браво!"
Но почему история идет наперекор?
Ужасен век двадцатый!
Только ли двадцатый?
Но истины столетий не унизит спор.
И образ, и подобие - Его!

Наемник истины - маэстро Буонарроти
Пожизненный работник ватиканских зал,
Не раньше снял засов и дом покинул
чем подвиг завершил - свою Сикстину.

"И сотворил Бог человека
по образу своему,
по образу Божию
сотворил его;
мужчину и женщину
сотворил их.
И были оба наги
и не стыдились"!
И увидел Бог,
все, что Он создал,
И вот - хорошо весьма!".

"Нет твари, сокровенной от Него -
перед Его очами все открыто".

Они
Раскрылись очи на пороге бытия
Добра и зла явился смысл,
Тел бренных нищенская нагота...

Вбирает жадный слух Благодаренья Слово,
Magnificat звучит - на подкрепление сердец,
Напев надежный прочен в глубине основы:
"Тобою дышим, движемся - Творец!".
С Тобой пребудем до скончанья века!
Создатель красоты, источник вод живых,
Открой слепцам глаза, подъемли веки!

Закончен труд, пора из Ватикана вон -
В залог оставлено повествованье фрески,
Разыскан шифр - подобие и образ веский,
Он в силах одолеть непроницаемость препон.


3. Предчувствие Святых Даров
Так кто же Он? Неизреченный и Единый
Творец вселенной, Единение сердец,
В Причастии дарящий истины картину,
Добра и красоты над временем венец.
Он есть - Он Бог неизреченный.
А все-таки сказал нам о Себе,
Вдохнув жизнь в человека
согласно образу и подобью Своему.
На фреске явлен Он отцом -
Пред нами всемогущий Старец,
похожий на Адама статью и лицом.

А кто ж они?

"Мужчину и женщину сотворил".

И благословил их Бог
и дар вручил обоим.
В себя Его приняли оба -
Взаимной верности обет.
И были оба наги,
Адам, его жена,
И не стыдились...
пока был в силе дар.
Вослед греху Стыд явится не медля.
Ну, а сейчас они в блаженстве
И рады, что владеют даром,
Пускай не знают, как его зовут.
Смысл жизни найден - помыслы чисты.

"Casta placent superis: pura cum veste venite,
manibus puris sumite fontis aquam -

Чистое вышним богам угодно: в чистой одежде
Шествуйте ныне к ручьям, черпайте чистой рукой" -

Гимназия, Вадовицы - классические строки
Читаю восемь лет подряд, но время скоротечно.
Предчувствие Святых Даров сулит иные сроки.
Любви дар зримый, он звучит извечно -
знакомый шум домашнего ручья.

И двое стали плоть одна -
Слиянность тел, души единство,
Возвещены иные меры естества -
отцовства гордость, радость материнства.

Стремленье к жизненным истокам -
Влечение к началу Бытия -
Адам познал свою жену,
И зачала она и родила -
Им ведомо уже, что, перейдя порог -
Они ответчики пред Богом!


Апокалипсис - Откровение

Невидимо начало и последний акт незрим,
Вселенная времен подъята Словом -
В конце эпох возврат к нему неумолим.
На высоте Сикстинских гулких сводов
Неведомый конец художник начертал,
Представив драму Страшного суда народов.
Давно доступен зренью роковой финал -
развязка обозначена предельно гласно:
- Нет твари, сокровенной от Него,
но все обнажено - открыто пред Его очами.
Слова Матфея тоже зримый образ:
- Благословен входящий,
Проклятые, идите от Меня...

Проходят поколенья чередой:
Пришел нагим - прочь уходи такой же...
- Ты прах и возвратишься в прах,
Пригожесть обратится в горестный укор,
Подвижность - в мертвый груз,
Прекрасное во вздорный сор,
И все же - нет, не весь умру,
Неучтожимое во мне не сгинет!

4. Суд
В Сикстине образ Страшного Суда.
В капелле Суд царит над всеми.
В зрачках до боли - общая судьба,
А в апогее мастерский финал -
Вершится в очередь замена поколений.

Non omnis moriar -
Нет, весь я не умру,
Во мне неистребима,
Та часть моя, что предстоит
Перед лицом Того,
Кто бытие дает!
Толпа сжимается на фреске.
Ты не забыл, Адам?
Он звал тебя:
- Где ты?
Ответ был дан:
- Боюсь - я наг,
вот почему я скрылся.
- Кто повестил, что ты нагой?
И ты, Адам, ответил,
Помнишь?
- Жена... ты дал ее,
Она мне плод вручила...

На фреске многолюдья давка -
Под бременем ответа человек согбен.
Вопрос записан точно, реплика подавно!
Совместного пути решительный разъем.

Эпилог
Так повелось... В Сикстине многоцветной
традициям верны, собрались кардиналы -
сошлись, чтоб рассудить судьбу ключей Петра.
Средь многих званых в зал войдет преемник,
и Микеланджело возьмет его в полон:
"В Нем дышим, движемся, живем ..."

Так, кто же он?
Рука животворящая, Творец
Устремлены к Адаму...
- Бог сотворил в начале ...
...Всевидящий Отец...

В сияньи радуги Сикстина вторит Богу:
"Ты Петр - внимал Симон, Ионов сын, -
Тебе ключи вручаю".
Чреда епископов, все мысли о ключах,
прибудет на Конклав в чертог Сикстинский,
Чудесной кистью Буонарроти осененный.
Так было в августе, еще раз в октябре -
шел год двух тайных совещаний,
все повторится вновь, когда пробьет мой час.
Тогда пусть выступит прославленный маэстро.
В повестке главный пункт - наследие Петра.
В Сикстине между первым и последним днем,
Пролог - Творенья свет, финал - день Страшного Суда.
Смерть суждена лишь раз, все разрешит Судья!

За гранью судеб ровный яркий свет -
Событий чистота и совесть без ироний
Конклав лишь повод, смысл - Творенье,
Запечатленное великим Буонарроти -
Нет твари, сокровенной от Него
но все открыто пред Его очами. -
Всеведущий, возобнови Знаменье - научи!
Он не преминет...












Tibulli Liber Secundus Elegia I, 13-14.
Heb. 4, 13.
Mt. 23, 39; Mt. 25, 41.
Horatius, III, 30, 6.
Евр 9,27
Сир 36, 5.





* Часть третья. Вершина Мориа *



В Уре Халдейском


В то время люди кочевали беспрестанно,
Стада перегоняя в щедрые края,
Туда, где наливались буйным соком травы,
И прокормить могла отары знойная земля,
Там было место отдыха кочующего стада
И становище мирного труда.

Зачем сегодня ищем постоянно
Тот край в заброшенной земле Халдейской,
Откуда в путь пустился Фарры сын, Аврам
В толпе кочевников - таких же скотоводов?
Сомненье мучило - зачем покину отчий край,
К чему бросать привычный Ур?

Кто знает, думал так - иначе? Был опечален?
Украдкой слезы расставанья утирал?
Известно только - Голос зазвучал.
Аврам внимал: - Из земли твоей пойди!
Веленью Голоса безропотно послушный,
Не мешкая пустился в дальний путь Аврам.
Призывный Голос подгонял:

Отцом ты будешь множества народов
Твое потомство преумножу
и станет как песок на берегу морском.
Ужель возможен дар отцовства? -
Удивлен Аврам - в летах преклонных,
стар я, и жена моя не родила мне сына
в младые годы, и о том поныне
тоска нас гложет.

Не пресекал внушенья непреклонный Глас:
Отцом ты будешь множества народов,
Твое потомство преумножу,
И станет как песок на берегу морском.




далее: 2. TRES VIDIT ET UNUM ADORAVIT >>

Иоанн Павел-II. Римский Триптих
   2. TRES VIDIT ET UNUM ADORAVIT


На главную
Комментарии
Войти
Регистрация